Д Детский церебральный паралич (ДЦП) - это комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку.
Церебральный паралич развивается вследствие нарушения развития центральной нервной системы или повреждения головного мозга, что влияет на способность контролировать свои мышцы.
Упражнения, развивающие навыки движения:
1. Исходное положение (И.п.) - Ребенок сидит на корточках, взрослый садится перед ним так же, кладет руки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, попытайтесь поставить ребенка на колени. Потом возвращаемся в и.п. Упражнение выполнить несколько раз.
2. И.п. - Ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его за подмышки и наклоняет в разные стороны. Такое упражнение позволяет ребенку научиться распределять нагрузку на правую и левую ногу. Упражнение выполнить несколько раз в каждую сторону.
3. И.п. - Ребенок сидит на стуле, ступни прижаты к полу, взрослый стоит напротив него. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их вперед и вверх, что заставляет ребенка встать.
4. И.п. - Ребенок стоит, взрослый придерживает ребенка и просит его постоять попеременно на каждой ноге, стараясь сохранить равновесие.
Упражнения для нормализации суставных функций:
5. И.п. - Лежа на спине, одну ногу сгибаем в коленях и постепенно прижимаем колени к животу, а другая нога вытянута, после чего вернуться в и.п. Упражнение выполнить несколько раз для каждой ноги.
6. И.п. - Лежа на правом боку, при помощи взрослого поднимаем левую ногу вверх и возвращаемся в и.п. Колено при этом согнуто. Тоже самое выполняем на другом боку.
7. И.п. - Лежа на животе, под грудь подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка, схватив за плечи или за руки, разгибая верхнюю часть туловища. Упражнение выполнить несколько раз.
Упражнения для мышц живота:
8. И.п. - Лежа на спине, руки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку ребенка перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, без помощи рук.
9. И.п. - Лежа на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ноги за голову и постараться коснуться ногами пола.
Упражнения для мышц рук и ног
10. Сжимаем пальцы в кулак, затем поочередно сгибаем и разгибаем каждый палец при остальных собранных в кулак. Повторять 5-10 раз.
11. Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево и вправо. Повторить движение в каждую сторону 5-10 раз.
12. И.п. - Лежа на спине, руки вдоль тела, колени прижаты к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ноги в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги.
Упражнения для мышц туловища и шеи
13. И.п. - Лежа на спине, взрослый, приподнимая туловище за подмышки и не позволяя ребенку сопротивляться покачивать его в разные стороны.
14. И.п. - Ребенок лежит на боку, взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен оказывать сопротивление.
15. И.п. - Сидя на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Упражнения на развитие мимики лица:
- продемонстрировать удивленные глаза, повторить несколько раз;
- описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
- показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон.
- объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека.
Упражнения для дыхания:
- попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри.
-научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.