Церебральный паралич развивается вследствие нарушения развития центральной нервной системы или повреждения головного мозга, что влияет на способность контролировать свои мышцы.
Наиболее часто родители принимают тактику чрезмерной заботы: они делают тогда гораздо больше, чем это необходимо для помощи ребенку, и вследствие этого затрудняют развитие его личности и независимости. Иногда бывает, что они проявляют небрежность, отсутствие чувства ответственности и прилагают недостаточно усилий, чтобы создать обстановку, которая способствовала бы улучшению состояния ребенка.
Чтобы быстрее развивались двигательные навыки, а не формировались порочные позы и контрактуры, необходимо создать такие условия, при которых улучшалось бы состояние ребенка.
![]() |
Ребенку с тяжелой формой двигательных нарушений необходимо пользоваться специальным стулом, с помощью которого можно избежать ложных движений. Стул должен создавать ему опору и одновременно предоставлять достаточно свободы для движения и лучшего управления своим телом. Кроме того, он должен быть оснащен дополнительными специальными деталями- подлокотниками, съемной спинкой, приспособлениями для поддержки головы. |
![]() |
Ребенок, который непроизвольно сгибается и у которого медленно развивается способность сидеть, нуждается в стуле с ремнями и опорами, удерживающими его в вертикальном положении. По мере улучшения владения головой и телом опоры можно постепенно снимать. Не держите ребенка долго привязанным к стулу, так как это может замедлить его развитие. Сидение должно соответствовать наклону и размерам тела ребенка и использоваться как для работы, так и для отдыха. |
![]() |
Нужно всегда следить, чтобы ноги ребенка находились на опоре (даже когда они лежат). Из-за отсутствия опоры за спиной и опоры для ног могут возникнуть излишние мышечные напряжения (в виде спастики) и порочные позы из-за страха, поэтому теряется контроль за положением головы и туловища, а также за ориентацией в пространстве. Если ребенок долгое время сидит с опущенными ногами, то происходит формирование контрактур голеностопного сустава |
![]() |
Ребенок, который проводит большую часть времени сидя или лежа, должен какое-то время стоять (при необходимости с помощью соответствующей рамы или подобного приспособления). У детей, которые пользуются креслом-коляской и при этом наклоняются вперед, со временем может деформироваться позвоночник. А если руки не лежат на подлокотниках (они всегда находятся в напряженном состоянии), то это приводит к порочному положению рук и всего тела. |
![]() |
При обучении часто появляются двигательные проблемы, такие как, недостаточный контроль за движениями рук и кистей или выпрямление ног, так что при хватании предметов дети часто опрокидываются назад. Поэтому, прежде чем надеть на ребенка кофточку через голову, необходимо нажать на колени, чтобы стопы были прижаты к полу, либо поддерживать его сзади. При тяжелых случаях заболевания одевание и снятие одежды проводятся в положении лежа на боку. |
Обучение ребенка какому-либо упражнению, в том числе раздеванию и одеванию, можно проводить в виде занимательного занятия в игровой форме. Если ребенок в состоянии сохранить равновесие, нужно сразу начинать с упражнений самостоятельного одевания и снятия одежды.
Необходимо чтобы ребенок начинал принимать себя таким, какой он есть. Для этого он должен свободно выражать свои чувства. Пусть это будет в виде привязанности или радости, сопротивления или преодоления, он должен утвердиться в окружающем мире.