Стопа является органом опоры и движения и относится к наиболее нагружаемым отделом опорно-двигательной системы. Благодаря особенностям своего строения здоровая стопа, амортизируя, способна выдержать до 70% ударных нагрузок.
Стопа выполняет опорную, амортизационную функцию, сглаживая нагрузки на суставы ног и на все тело во время ходьбы и бега.
Плоскостопие со временем формирует неправильную осанку, деформирует кости стопы, нижних конечностей, является причиной заболеваний позвоночника (остеохондроз, сколиоз, артроз стопы), косолапия.
Основные причины плоскостопия:
- низкая физическая активность;
- избыточный вес, ожирение;
- недостаток кальция и витамина Д;
- перенесённые заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП) и травмы (переломы стопы, лодыжки);
- неправильно подобранная обувь, ношение каблуков;
- беременность.
Если ребенок часто устаёт, хромает при ходьбе, ставит ноги на внутреннюю или наружную часть стопы, стаптывает обувь на одну сторону, жалуется на боли в ногах и спине, сутулится - необходимо незамедлительно обратиться к врачу - отропеду, т.к., возможно, у него формируется плоскостопие.
Профилактика плоскостопия:
- не разводить носки при ходьбе - это перегружает внутренний край стопы и его связки;
- правильно выбирать работу, не связанную с длительными нагрузками на ноги;
- отдых при длительном стоянии или хождении;
- правильно подобранная обувь, каблук не более 4 см;
- в свободное время давать отдых ногам, не менее 30 секунд;
- полезны ножные ванны, обливание стоп попеременно теплой и холодной водой с последующим массажем;
- правильно дозировать физическую нагрузку, избегать чрезмерных нагрузок.
Несколько советов для профилактики плоскостопия у детей:
- летнее время ребенку полезно ходить босиком по траве, гальке, песку, зимой - по рассыпному гороху, бобам, специальным массажным (ортопедическим) коврикам;
- детям, рожденным в осенне-зимний период, а также при недостаточном пребывании на солнце применять меры, направленные на профилактику рахита, то есть необходимо употреблять достаточное количество витамина D3;
- обувь должна быть: с твердым задником и закрытым носом, каблук не более 1 - 1,5 см, носок должен быть достаточно широким, чтобы пальцы располагались свободно, без сдавливания, изготовлена из натуральных материалов. До пяти лет рекомендуется носить обувь, стабилизирующую голеностопный сустав;
- не перегружать ребенка спортом, все нагрузки должны соответствовать возрасту ребенка и степени развития его опорно - двигательного аппарата;
- массаж ног;
- важную роль играет рациональное питание, то есть полезна пища богатая витаминами и микроэлементами, в особенности, кальцием;
Рекомендуется отдавать предпочтение следующим видам физической активности:
- посещение бассейна - водная гимнастика, плавание;
- велоспорт;
- ходьба на лыжах;
- прогулки на свежем воздухе;
- прыжки через скакалку.
Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия.
В профилактике и лечении плоскостопия очень большое значение придается специальной гимнастике, но эффективна она лишь при регулярном выполнении. А если выполнять ее босиком и по возможности несколько раз в день, то можно достичь хороших результатов. Каждое упражнение рекомендуется повторять 8 - 10 раз, до ощущения легкой усталости.
1. Великан.
Хождение на носочках (руки вверх), затем хождение на пятках (руки на пояс).
2. Окно.
Стоя на полу, ребенок разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошвы от пола.
3. Приседания.
Приседаем, не отрывая пятки от пола. Руки вытянуты вперед.
4. Акробат.
Поочередно стоим на одной ноге на бревне/брусе.
5. Мишка косолапый.
Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
6. Каток.
Шагаем с перекатом с носка на пятку.
7. Барабанщик.
Сидя на стуле, не касаясь пятками пола, большими пальцами ног, по отдельности, стучим по полу.
8. Фокусник.
Сидя на стуле, с помощью пальцев правой ноги одеваем/снимаем носок с левой ноги. Повторить 8 - 10 раз на каждую ногу.
9. Носильщик.
Сидя на стуле, двумя стопами обхватываем небольшой мячик и пытаемся удержать его на весу или перенести влево, потом вправо.
10. Разбойник.
Сидя на стуле, пытаемся подтащить по полу полотенце/простыню, на которой лежит груз, сначала одной ногой, потом другой.
11. Сборщик.
Сидя на стуле, собираем с пола каждой ногой поочередно различные мелкие предметы: шашки, пуговицы, шарики.
12. Жонглер.
Сидя на стуле, перекатываем ногами цилиндрический предмет, например бутылку.
Подготовила: Смирнова Анастасия